Возможно это будет один и тот же самолёт, способный перевозить до 80 тонн и оснащённый двумя двигателями, на машину грузоподъёмностью в 120 тонн поставят четыре таких мотора, а на доставку грузов в 150 тонн будет изготовлен самолёт с восьмью двигателями.
Интересная новость прозвучала из уст гендиректора компании «Ил» С. Сергеева ещё в 2016 году. Он заявил, что в России приступили к разработке проекта нового перспективного транспортного самолёта, получившего индекс «Ермак». Это будет целое семейство тяжёлых широкофюзеляжных машин, способных перевозить 80 тонн и больше на расстояние не менее 5 тысяч км. Эти самолёты идут на смену, созданным ещё на Украине Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан».
Основным российским транспортным самолётом в настоящее время является Ил-76 грузоподъёмностью 45 тонн и модернизированный Ил-76МД-90А, способный взять на борт 60 тонн. Что касается Ан-124, имеющихся у России их осталось всего десять самолётов и четыре «Антея» Ан-22, но они не решают оперативно переброску военной техники, что и показало ведение боевых действий в Сирии. Пришлось организовывать доставку тяжёлой бронетехники на больших десантных кораблях, для чего потребовались месяцы – сроки неприемлемые в таких операциях.
У компании «Ил» уже имелись наработки по сверхтяжёлому транспортнику, ещё в 80-х годах ими разрабатывался проект Ил-106 – самолёта традиционной аэродинамической схемы с винглетами на законцовках крыльев.
Эта машина имела две грузовых рампы спереди и сзади, что значительно сокращало время погрузки и разгрузки, в ней было возможно разместить в длинной 34-метровой герметизированной грузовой кабине 80 тонн груза и доставить его с крейсерской скоростью 850 км/час на расстояние не менее 5 тысяч километров на высоте 12 тыс. метров.
В СССР в бывшем городе Куйбышеве КБ Кузнецова разрабатывала новый двигатель НК-92, специально для того проекта. Для эксплуатации с грунтовых аэродромов машина оснащалась многоопорным шасси, экипаж предполагался всего из двух человек, на борту должна быть цифровая ЭДСУ и в кабине пилотов размещались многофункциональные ЖК-дисплеи. Но в 90-е годы в связи с недостатком финансирования дальнейшие работы по проекту посчитали неперспективными, тогдашнее руководство страны решило, что незачем кормить прожорливую армию, когда мы практически находимся под эгидой НАТО.
В ОКБ Ильюшина рассчитывают начало серийного производства транспортников по проекту «Ермак» на 2024 год. Возможно это будет один и тот же самолёт, способный перевозить до 80 тонн и оснащённый двумя двигателями, на машину грузоподъёмностью в 120 тонн поставят четыре таких мотора, а на доставку грузов в 150 тонн будет изготовлен самолёт с восьмью двигателями.
Острая проблема на сегодня является создание нового перспективного двигателя, прежний НК-92, предназначавшийся на Ил-106 весьма слабоват, для проекта «Ермак» нужен мотор с тягой не менее 30 тс. Рассчитывать на Украину в нынешней политической ситуации не приходиться, будем надеяться, что конструкторы из Самары или пермские двигателестроители разработают новый двигатель, но это будет непросто.
К перспективному проекту «Ермак» военные предъявляют жёсткие требования – он должен садиться и взлетать с грунта, самолёт оснастят современной авионикой, для быстрой погрузки и разгрузки у него должны быть две рампы – спереди и сзади с нужной механизацией. И он должен быть пригоден для эксплуатации в условиях Арктики. Надеемся, такой проект российское правительство обеспечит соответствующим финансированием.
Насчёт двигателей, что не под силу рассчитать конструкторам, или найти достойный сплав для рабочих деталей двигателя, зашевелить колёса в бошке поможет лишь война.