Предварительно инструктор уточнил, что после отработки горизонтальных фигур, нужно занять высоту 1.5 тысячи метров, сделать пять витков плоского штопора и произвести заход на посадку.
Это было в Советском Союзе, когда ещё молодёжь обучалась в аэроклубах совершенно бесплатно и авиационным спортом занимались серьёзно под пристальным вниманием заслуженных тренеров. Примерно в середине 80-х этот интересный и поучительный случай произошёл в вывозных полётах на плоский штопор.
Обучающийся перед началом полётов на пилотаж в вертикальных плоскостях, обязан освоить методику выхода из плоского штопора, поскольку неприятная ситуация может возникнуть на вертикальной фигуре в самой конечной верхней мёртвой точке. Як-52 при срыве из этого положения вращается весьма зрелищно и довольно быстро с двумя пилотами в кабине.
Обучение начинают, как правило, выполнением 3-х витков обычного штопора, после них входят в плоский, выход из которого происходит с запаздыванием на 3-3.5 витка, нагрузки на рулях при выходе доходят до 100 кг. Предварительно инструктор уточнил, что после отработки горизонтальных фигур, нужно занять высоту 1.5 тысячи метров, сделать пять витков плоского штопора и произвести заход на посадку.
Спортсмен, отработав горизонтальные фигуры, занимает заданную высоту и приступает к заданию, мысленно просчитывая выполнение:
«Убираем газ…Вводим в обычный штопор…3 витка… рули на ввод в плоский штопор…начинается…Як-52 задирает капот и начинает вращение…один виток, второй…огромная сила впечатывает в сидение… чёрт, это что-то, вот он плоский штопор…тени от яркого солнца кружат внутри кабины…третий виток, четвёртый, пятый… ставим рули на выход из плоского штопора…какая нагрузка…шестой виток, седьмой… нужно дожать…восьмой и ещё половина… вышли…какое облегчение, какой адреналин, как перехватило дух».
Вышли, как положено на высоте чуть более 600 метров, инструктор не берёт управление на себя и молчит, значит всё хорошо, заходим на посадку, садимся. Спортсмен подходит к тренеру получить замечания, на счастливом лице всё ещё видны эмоции от полученного адреналина.
— Ты чудак на букву «м» сколько витков выполнил плоского штопора?
— Было вами сказано пять, столько и сделал.
— Давно из школы, разучился считать? – в голосе инструктора появляется металл.
— У меня с памятью всё хорошо, открутил три витка обычного штопора, затем пять витков плоского, задержка на выводе как полагается три с половиной витка…нагрузки прочувствовал…не пойму в чём дело, что не так?
Тренер хмыкнул, почесал затылок и сказал: «Ну, если считать вот так…свободен». Проявив сдержанность и выдержку, тренер в дальнейшем более конкретно ставил задачи на выполнение упражнения в зоне.