Разработанный на базе Су 27, тяжёлый истребитель Су 33 предназначен для палубной авиации, базирующейся на авианосных крейсерах и позиционируется как самолёт противовоздушной обороны и ДРЛО, входящий в состав смешанного авиакрыла совместно с МиГ 29К.

История проекта Су 33

Совместно с началом строительства авианосцев в Советском Союзе в 80-х годах приступили к разработке самолёта палубной авиации в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Михаила Симонова.  На первых образцах Су 27К установили и опробовали работу ПГО на взлёте и посадке, проверили в действии тормозной гак.

Сохранив все преимущества базового самолёта Су 27, экспериментальный прототип под индексом Т-10К-1 собрали в 1986 году и в августе 1987 года лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв совершил ознакомительный полёт.

Су 33
Взлёт Су 33

Через шесть месяцев собрали второй экземпляр, оснастив его складывающейся конструкцией крыла и таким же горизонтальным оперением. Этот экземпляр морозным декабрьским днём 22-го числа 1987 года совершил пробный вылет и уже под обозначением, как палубный истребитель Су 33 приступил к дальнейшим полётам.

Спустя семь дней после входа в строй авианесущего крейсера «Тбилиси»(сейчас это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), пилот В. Пугачёв выполнил облёт радиолокационных средств и пролёт над кораблём на высоте 30 метров. До 31 октября 1989 года Су 33 имитировал посадку, касаясь палубы и первого ноября, впервые за историю отечественной авиации, была произведена посадка машины обычной схемы на палубу ТАКР «Тбилиси».

Производство серийных самолётов Су 33 началось в 1989 году и первая машина серии опробована в небе лётчиком-испытателем И. Вотинцевым  17 февраля 1990 года. Последовавший спад экономики и разрушение союзного государства привели к сокращению производства самолётов палубной авиации и выпуск ограничился 26 машинами.

Су 33
Су 33

Конструкция палубного самолёта Су 33

За основу для Су 33 взята традиционная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой, отличающаяся применением ПГО. Складывающееся крыло в виде трапеции плавно сливается с корпусом самолёта, образуя единую несущую конструкцию. Размещённое в местах сопряжения крыла и корпуса ПГО повышает коэффициент подъёмной силы и улучшает маневренные возможности, что играет немаловажную роль для самолёта палубной авиации.

Экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1 с большим межремонтным ресурсом и тягой в 13500 кгс разнесены по обе стороны фюзеляжа, чтобы избежать эффекта взаимовлияния. Силовые установки оснащены регулируемыми воздушными заборниками, позволяющими развивать скорость, превосходящую скорость звука в два раза. На машинах, прошедших модернизацию, в кабине пилота стоят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеи, отображающие информацию о полёте и состоянии самолёта.

Су 33
Су 33 в бою

Начиная с 2002 года все Су 33 направлялись на ремонт и модернизацию. По имеющимся данным, в Комсомольске на Амуре уже 19 машин прошли данный процесс (из них две повторно). Нормативы ремонта и модернизации не нарушаются, оставшиеся самолёты также должны быть модернизированы и вернуться в строй.

Характеристики Су 33

  • Экипаж – 1 чел
  • Длина самолёта – 21,19 м
  • Высота самолёта – 5,85 м
  • Размах крыла – 14,7 м
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 13500 кгс
  • Максимальный взлётный вес – 33 т
  • Полезная нагрузка – 6500 кг
  • Наивысшая скорость на высоте – 2300 км/ч
  • Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч
  • Дальность – 3 тыс. км
  • Практический потолок – 17 тыс.м
  • Вооружение – 30-мм пушка ГШ-301
  • УРВВ – 6 Х Р-73, 8 Х Р-27Р, 2 Х Р-27Т, Х-41 «Москит»
  • Неуправляемые ракеты и бомбы – в зависимости от загрузки

Интересные факты об Су 33

В небольшом видеоролике, размещённом в СМИ, видно как самолёт снижается над палубой ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и не касаясь её вновь взмывает в небо. Неискушённому зрителю кажется, что самолёт неудачно заходит на посадку и едва не упав, вновь с трудом набирает высоту. На деле, лётчики таким образом отрабатывают маневр ухода на второй круг с высоты выравнивания – это обязательное тренировочное упражнение из курса боевой подготовки.

Су 33
Два Су 33 в возвуздухе

Широкая известность палубного истребителя подтверждается таким курьёзным фактом, что прозвище Су 33 получил от комментатора Андрея Блохина популярный российский хоккеист Сушинский по совпадению игрового номера и первых букв его фамилии.

В 1988 году 28 сентября из-за выхода из строя гидравлической системы, опытный образец с бортовым номером 37 на околозвуковой скорости и высоте 2 тыс. метров стал неуправляемым. Лётчик-испытатель Н. Садовников катапультировался и остался жив.

При выполнения полётного задания полковником Тимуром Акапидзе 11 июля 1997 года произошло самопроизвольное отключение электродистанционной системы управления, лётчик не растерялся и успешно катапультировался.

Сложные погодные условия 17 июня 1996 года не дали продолжить тренировочный полёт лётчику В. Кузьменко, он не успел катапультироваться и погиб.

Су 33 с бортовым номером 73 потерян 11 мая 2000 года из-за неисправности в системе управления. Пилотировавший машину полковник В. Кретов немедленно катапультировался и в 50 км от базы удачно приземлился.

На авиашоу в честь дня морской авиации 17 июля 2001 года, лётчик-испытатель Т. Акапидзе выполнил сложный показательный пилотаж, после которого Су 33 внезапно упал и загорелся.

Пилота срочно эвакуировали, но по дороге от сильных ранений он скончался

При выполнении посадки на ТАКР «Адмирал Кузнецов» 5 сентября 2005 года произошёл обрыв аэрофинишёра, Су 33 с номером 82 проскочил посадочную палубу и нырнул в воду. Пилотировавший машину подполковник Ю. Корнеев, не растерявшись, успел катапультироваться.

Видео: Су 33 взлёт и посадка с авианосца

Видео: Су 33 выпустили ракеты по воздушным мишеням

comments powered by HyperComments