Ужасная катастрофа, организованная террористами-сикхами

Непредсказуемые действия сикхских экстремистов, пытавшихся в 80-х годах прошлого столетия создать независимое государство Халистан в индийском штате Пенджаб, привели к попытке уничтожения двух авиалайнеров, конечным итогом которой стал взрыв на борту рейса 182 и гибель 329 человек.

Цепь событий

Воскресным днём 23 июня 1985 года в аэропорту Токио приземлился самолёт авиакомпании «Canadian Pacific Air Line», выполнявший рейс 003 из Ванкувера. Полёт проходил с попутным ветром и посадка произошла на 10 минут раньше, чем положено по расписанию.

Получение багажа

Пассажиры в аэропорту Нарита спокойно ждали багаж, когда прогремел взрыв в багажном отделении

Через час, когда аэродромные службы выгрузили контейнер с багажом пассажиров, в багажном отделении аэровокзала раздался взрыв. Два японских грузчика погибли сразу, четверо других были ранены, частично было разрушено здание. Если бы бомба сработала до приземления авиалайнера, то участь 390 пассажиров была бы незавидна.

В то же время над Атлантическим океаном другой самолёт компании «Air India» Boeing 747 VT-EPO, названный в честь императора Индии «Канишка» следовал рейсом 182 с промежуточной посадкой в Лондоне. Рейс задержали на 1 час 45 минут из-за установки на специальном пилоне запасного двигателя.

Экипаж рейса 182 вышел на связь с ирландским центром УВД в аэропорту Шэннон в 7 часов 05 минут по Гринвичу, доложил своё местонахождение и высоту полёта. Через девять минут в центре управления диспетчер услышал в наушниках хлопок и через секунду зафиксировал исчезновение отметки борта с дисплея локатора. Практически сразу была организована спасательная операция, поисковые суда нашли в течение пяти суток 131 тело погибших и немногочисленные обломки авиалайнера.

обломки и тела погибших

В течение пяти суток было найдено часть обломков Боинга 747 и 131 тело погибших.

Ирландский порт Корк стал местом, где развернули координационный штаб по расследованию и базой для спасательных судов, одного из Британии «Гардлайн Локатор», имевшего самое совершенное гидроакустическое оборудование и другого из Франции – «Леон Тевенин» с мини-подлодкой на борту.

Эти суда успешно провели поиск бортовых самописцев, в этом им помог акустический сигнал, который сработал после аварии и поддерживался специальным аккумулятором в течение 30 суток. Уже 10 июля регистрирующая аппаратура была поднята со дна океана.

Расследование

К расследованию подключилась комиссия Интерпола, в которую входили представители Индии, Канады, Японии, США и Великобритании. В июле в Бомбей доставили, поднятые со дна океана «чёрные ящики» и международные эксперты в области безопасности полётов приступили к их расшифровке.

Неожиданный результат по расшифровке показал, что запись регистрирующей аппаратуры параметров полёта, работы всех систем и двигателей одновременно с фиксацией переговоров экипажа внезапно в 07 ч 13 мин 01 сек прервалась. Но это означало мгновенный отказ всех электрических систем авиалайнера, который был возможен лишь при мощном взрыве на борту. Эксперты приняли такой вариант развития событий, как наиболее вероятный.

Полиция Канады обнаружила связь с сикхскими террористами взрывов в японском аэропорту Нарита и на борту рейса 182. На злополучном самолёте Kanishka оба пилота были сикхами, а в списке пассажиров нашли Лал Сикха и Амманд Сикха, разыскиваемых федеральной службой Америки за причастность в покушении на убийство Раджива Ганди. Следователи раскопали факт, выявивший халатность службы аэропорта, допустившей багаж террористов без досмотра на борт лайнеров рейсов 182 и 003.

Выявилось, что из приёмников фирмы Sanyo, завезённых в Ванкувер, была изготовлена бомба, которая взорвалась в багажном отделении аэропорта Токио. Корпус этого старомодного приёмника был большим и прекрасно подходил для скрытого размещения взрывчатки и часового механизма. Конной полицией Канады было установлено, что за три недели до катастрофы, ещё в начале июня такую устаревшую модель приёмника приобрели два сикха.

Проанализировав все действия террористов, комиссия пришла к выводу – бомбы на борту обоих рейсов должны были взорваться одновременно, именно тогда, когда самолёты находились бы на земле, в аэропортах Лондона и Токио. Лишь непредвиденная задержка рейса 182 и ошибка в определении времени перехода на летний период в Канаде и Англии, сорвали этот иезуитский план террористов.

Заключение

Осенью 1985 года в октябре подняли со дна океана большие фрагменты конструкции авиалайнера, которые были деформированы в результате мощного взрыва. Комиссия службы безопасности полётов Канады по этим фрагментам окончательно пришла к выводу – катастрофа самолёта «Канишка» произошла по причине срабатывания взрывного устройства в переднем отсеке для багажа.