Уникальный по своим скоростным и высотным параметрам истребитель МиГ-31 недаром получил свое прозвище Foxhound (Лисья гончая) у западных экспертов, а марте 2018 года ещё стал и носителем гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал», способного поражать морские и наземные цели с высокой точностью.
Самолёт-носитель МиГ-31БМ
Высокопоставленные чиновники Пентагона после демонстрации в марте возможностей нового комплекса «Кинжал» понемногу приходят в себя и со всё большей отчётливостью начинают осознавать, что несмотря на всю мощь армии США и её огромный бюджет, противопоставить новому российскому оружию им совершено нечего.
Собственно говоря, использование в качестве носителя сверхзвукового самолёта МиГ-31 мысль далеко не новая, ещё в 2001 году была создана модификация МиГ-31С, применявшаяся для запуска небольших коммерческих спутников. На ракете «Микрон» размещали спутник весом не более 100 кг, МиГ-31С разгонялся до скорости 2.3 Маха на высоте порядка 20-25 км, по достижению этой скорости происходил запуск ракеты-носителя «Микрон», которая забрасывала спутник на 200-километровую орбиту.
Дальнейшее развитие этой идеи воплотилось в совместном проекте России и Казахстана «Ишим». Такая разработка предусматривала применение уже новой модификации МиГ-31И для вывода спутников весом до 160 кг на более высокую орбиту порядка 300 км, с помощью трёхступенчатой твердотопливной ракеты.
В проекте «Кинжал» используется последняя модернизация МиГ-31БМ, которая оснащена современной системой управления вооружением с бортовыми РЛС, позволяющими обнаруживать цели на удалении 320 км, вести сразу десять объектов и уничтожать одновременно шесть из них.
В маневренности эта высокоскоростная машина уступает современным истребителям, но это компенсируется большой дальностью обнаружения и способностью поражать сразу несколько целей, что исключает возможность сближения с самолётами противника. МиГ-31БМ позволяет без труда занять высоту 25 км и разогнаться до скорости 3 тысячи км/час и не входя в зону ПВО и ПРО противника с удаления 2 тыс.км в заданной точке произвести сброс ракетного блока. Далее включается двигатель ракеты и она самостоятельно движется к цели.
Аэробаллистическая ракета комплекса «Кинжал»
Новизна проекта «Кинжал» заключается в том, что аэробаллистическая ракета после отсоединения от самолёта-носителя самостоятельно движется к цели на скорости в 10 Махов и при этом она постоянно маневрирует. Если для доставки ракеты в точку сброса требуются считаные минуты, то после включения маршевого двигателя лишь за несколько секунд она разгоняется до гиперзвуковой скорости и мчится на цель, достигая её также за считаные секунды.
На заключительном этапе полёта, благодаря аэродинамическим рулям, боеприпас маневрирует, обходя зоны противовоздушной и противоракетной обороны, непосредственно при приближении к цели включается головка самонаведения, обеспечивающая точность поражения любого движущегося или стационарного объекта.
По последним данным, на самолёте МиГ-31БМ были удалены узлы подвески, предназначавшиеся для ракеты Р-33 и установлена подвеска для нового комплекса, что говорит о достаточно большой массе такого боеприпаса. Таким образом, новая модификация МиГ-31 уже не перехватчик, а носитель нового оружия, возможно, с ядерной начинкой, класса «воздух-поверхность».
Десять МиГ-31БМ с авиационно-ракетным комплексом «Кинжал» встали на опытное боевое дежурство в Южном военном округе и здесь, видимо, преследуется ясная цель – дать понять американским авианосцам и эсминцам, что не стоит увлекаться заходом в акваторию Чёрного моря, особенно кораблям, вооружённых средствами поражения с большой дальностью действия типа «Томагавк».
Заключение
Военные эксперты США пришли к единому мнению, что на данный момент у них не существует эффективной защиты от авиационно-ракетного комплекса «Кинжал». Средства ПВО и ПРО армии и флота США позволяют поражать лишь цели, летящие на скорости не более 3 Махов, а российские ракеты уже достигли гиперзвуковых скоростей в 10 Махов и более. Так что господа есть о чём подумать.