Воскресение 11 февраля стало чёрным воскресением для жителей России – разбившийся в Раменском районе Московской области Ан-148 унёс с собой 71 жизнь, среди которых было трое несовершеннолетних. Самолёт выполнял обычный рейс до Орска и для всех, находившихся на борту время остановилось в 14: 25 по Москве, выживших в этой авиакатастрофе не оказалось. По предварительным данным – это была элементарная ошибка экипажа в пилотировании.
Состояние самолёта и экипаж
Самолёт Ан-148-100В был собран на заводе в Воронеже в 2010 году и сначала эксплуатировался авиакомпанией «Россия» до 2015 года, с апреля этого года до февраля 2017 года машина находилась на хранении в аэропорту Пулково.
В 2017 году состоялась передача самолёта в сублизинг компании «Саратовские авиалинии», перед которой на машине выполнили доработки на воронежском заводе и самолёт прошёл форму техобслуживания C-check с подтверждением лётной годности.
В этот день, 11 февраля 2018 года согласно плана полётов, машина выполнила несколько рейсов: Пенза – Москва, Москва – Саратов, Саратов – Москва и из Москвы (Домодедово), сменив экипаж, Ан-148-100В вылетел в 14: 21 очередным рейсом до Орска.
Следственной комиссией рассматриваются все версии этой катастрофы – плохие погодные условия, неправильные действия пилотов, отказ авиатехники. Все варианты тщательно анализируются и изучаются, сопоставляются все детали происшедшего. Полностью не исключена версия с террористическим актом.
В ходе расследования возникали и были отвергнуты версии о столкновении Ан-148 с вертолётом компании «Почта России», поскольку в этой организации нет вертолётов, имеются лишь два самолёта Ту-204. Версия возникла из-за рекламных листовок, рассыпанных на месте катастрофы, которые ошибочно приняли за письма. Официально опровергнуты слухи о запросе экипажем на посадку, на аэродром Жуковский, в связи со сложившейся аварийной ситуации на борту.
Установлено, что до момента столкновения с землёй двигатели работали исправно, пожара на самолёте не было и машина взорвалась непосредственно при ударе о земную поверхность. Момент встречи с землёй заснят на видеокамеру из дома, расположенного недалеко от места катастрофы.
Командиром экипажа был выпускник Тамбовского высшего военного авиационного училища лётчиков Губанов Валерий Иванович (51 год), общий налёт его составлял 5000 часов. На данном типе самолёта он налетал 2800 часов, в качестве КВС всего лишь 48 часов. Помощник командира экипажа Гамбарян Сергей Алексеевич (44 года) летал только на Ан-148 и имел налёт 812 часов.
Стюардессами в экипаже были Анастасия Владимировна Славинская (29 лет) и Коваль Виктория Олеговна (21 год). Для обслуживания на аэродромах, где не было подготовленного технического персонала, с экипажем летали два техника – Сергеев Олег Владимирович (55 лет) и Ревякин Андрей Аркадьевич (49 лет).
Обстоятельства катастрофы и действия экипажа
Самолёт оторвался от полосы в 14: 21 по мск времени, метеоусловия на взлёте – ливневой снег, температура – 50С и ушёл с набором высоты, отметка наблюдалась в течение 7 минут, до исчезновения с экрана локатора Ан-148 снизился с 1900 метров до 990 метров со скоростью 615 км/час. На связь борт больше не выходил, фрагменты самолёта были обнаружены северо-западнее села Степановское Раменского района Московской области на расстоянии одного километра от этого населённого пункта, разбросанные на площади примерно в 30 га.
После расшифровки параметров полёта и записи речевого самописца предположительно причиной катастрофы явились расхождения в показаниях скорости у командира экипажа и резервного датчика скорости, показания прибора скорости правого пилота на самописец не фиксируются. Скорее всего, он также показывал большую разницу в скорости.
Через 2 минуты 30 секунд полёта и при разнице скорости между резервным датчиком и датчиком командира в 30 км/час, сработала сигнализация с указанием лётчику сравнить показания приборов. Спустя 50 секунд, команда повторилась и командир принял решение отключить автопилот, в этот момент скорость у командира показывала 0 км/час, а на резервном индикаторе 560 км/час.
Взяв управление на себя, пилоты ввели самолёт в пикирование, пытаясь увеличить скорость и понять истинное положение дел, при этом из записи речевого самописца стало понятно, что Гамбарян пытался прекратить снижение и лётчики переругивались, но правый не переубедил командира и в 14: 27 машина с углом пикирования в 30 градусов и правым креном 250 на скорости 800 км/час столкнулась с землёй.
Роковой ошибкой опытных пилотов с отличной репутацией стали неграмотные действия при неверных показаниях скорости полёта от обледеневших приёмников полного давления и невключённых системах их обогрева. Инструкция гласит, что в случае расхождения показания приборов, лётчик пилотирует самолёт, руководствуясь показаниям прибора угла атаки, если таковой отсутствует – пилотировать по углу тангажа.
Такие действия обязательно отрабатываются на тренажёрах, а выпускник Тамбовского училища лётчиков должен был отрабатывать полёт по дублирующим приборам в реальных условиях с инструктором на борту. Так, что с большой долей уверенности это можно квалифицировать как ошибку экипажа.
Заключение
Уже ходят слухи, что всего одна обледеневшая снежинка унесла 71 жизнь. Очевидно, пока все лётные училища не подойдут со всей ответственностью к подготовке пилотов и обязательные тренажи в авиационных компаниях по действиям в особых случаях полёта не станут законом, Россия продолжит терять драгоценные и неповторимые человеческие жизни.