Российский лёгкий военно-транспортный самолёт Ан-26 выполнял обычный полёт по доставке личного состава с аэродрома под Алеппо на базу Хмеймим. Хотя, обычных полётов в воздушном пространстве страны, ведущей боевые действия не бывает, но этот вылет ничем не отличался от остальных. Лишь при заходе на посадку, на высоте примерно 30-50 метров машину неожиданно развернуло, она накренилась и зацепила крылом постройку, рухнула на удалении 500 метров от полосы и загорелась
Обстоятельства происшедшего
Очевидцы рассказывают, что на высоте около 50 метров, самолёт, выполняя заход на посадку, неожиданно развернуло в сторону от полосы, через несколько секунд он резко возвратился назад на курс следования и начал терять высоту практически падал. При падении консолью машина задевает теплицу местных жителей и плоскость отрывается, сам самолёт тащит по земле и он моментально вспыхивает. Из экипажа, состоящего из 6 человек и 32 пассажиров, никто не выжил.
Очевидно, что лётчики до конца пытались удержать машину на курсе, тем самым, предотвратив её падение на жилые постройки и им удалось избежать ещё больших жертв. Происшедшее с самолётом настолько неясно, что только чёрные ящики, которые сохранились на месте катастрофы могут как-то пролить свет на случившееся. До расшифровки самописцев рассматриваются несколько наиболее вероятных версий этого лётного происшествия.
Сдвиг ветра
Само расположение базы Хмеймим в долине, недалеко от предгорий и холмов, предполагает наличие в этой местности сильных ветровых потоков и самолёт мог попасть в такое трудно предсказуемое явление, как «сдвиг ветра». При возникновении сдвига, воздушный поток резко меняет своё направление и скорость, пилоты попадают в весьма сложную ситуацию, пытаясь удержать машину от сваливания.
Посадочная скорость у Ан-26 очень небольшая, в зависимости от посадочного веса она удерживается в пределах 205-220 км/час и до земли очень близко. Из-за нарушения обтекания крыла при «сдвиге ветра» подъёмная сила может внезапно упасть на 15-20% и самолёт при этом просаживается и сталкивается с землёй.
По данным метеорологов, обстановка в тот день осложнялась сильным боковым ветром с порывами до 15 м/сек, в воздухе висела мгла и сильный смог. При таких условиях вполне вероятно возникновение такого явления, как «сдвиг ветра».
Техническая неисправность
Самолёт Ан-26 с бортовым номером 52 принадлежал 33 ОСАП Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и был выпущен в 1980 году. Базировался борт на аэродроме Левашово, очередной капитальный ремонт состоялся в 2011 году, нареканий со стороны экипажа и состава технического обслуживания не имел.
По мнению экспертов, вполне вероятен отказ двигателя или гидравлической системы его управления. На малой высоте и низкой посадочной скорости такой отказ является критичным и приводит к аварии. К тому же если при неисправности системы гидроуправления винт не зафлюгировался и перешёл на авторотирующий режим, на такой небольшой высоте вполне возможен такой исход – резкая потеря высоты и удар об землю.
Нельзя исключать наложение двух факторов – отказ двигателя и возникновение «сдвига ветра», в этом случае удержать самолёт от падения практически невозможно.
Человеческий фактор
Если экипаж выполнял «афганский заход», возможно это привело к тому, что самолёт при таком заходе оказался на малой высоте и низкой скорости на посадочной глиссаде, а инерция снижения была не погашена и машина провалилась и ударилась о землю.
Ведь суть «афганского захода» состоит в том, что самолёт, уходя от возможного поражения с высоты 1.5-2 км в районе аэродрома резко снижается почти пикирует с углом тангажа 15-20 градусов и с креном 450 выполняет крутую спираль, поджимаясь к аэродрому и выходит на посадочную прямую в районе ближнего привода.
Может оказаться, что при снижении были ошибочно убраны РУДы двигателя за проходную защёлку, что привело к появлению отрицательной тяги и просадке самолёта. Проходная защёлка устанавливается в зависимости от температуры окружающего воздуха – чем выше температура, тем больше обороты малого газа, выставленные по положению этой защёлки. На малой высоте это опасно и может не хватить времени для повышения тяги двигателей.
Обстрел боевиками
Наименее вероятна версия о поражении самолёта огневыми средствами боевиков, хотя российские СМИ сначала растиражировали её в своих многочисленных изданиях как основную.
Позже выяснилось, что даже при реальном заявлении «Джейш аль-Ислам» о поражении Ан-26, ему нельзя доверять так, как фактически это бандформирование находится и Восточной Гуте и сбить самолёт при заходе на посадку в провинции Идлиб эти боевики физически не могли.
Никаких доказательств в виде фотографий или видеосъёмки ни одной группировкой представлено не было, тем более что наши военные утверждают об достаточной контролируемости нашими и сирийскими войсками территории авиабазы Хмеймим.
Заключение
С болью и горечью рассказываем, что в день прилёта борта с телами членов экипажа на аэродром Левашово, по непонятному приказу военных чиновников Минобороны церемония прощания в последний момент была отменена и встречающие родственники, сослуживцы и друзья не смогли проститься с погибшими.
Тела развезли по адресам, где каждая семья должна была в одиночку справляться со своим горем, даже командир левашовского полка не понимал происходящего. Абсурдность такого приказа очевидна и надеемся, что министр обороны объяснят с чем это было связано.